Форум » Материалистические подходы » Современное материалистическое мировоззрение - краеугольные камни » Ответить

Современное материалистическое мировоззрение - краеугольные камни

petnicol: Приветствую, коллеги-материалисты! Нас материалистов совсем мало в Интернете и на нашем сайте тоже. Каких только нет форумов и сайтов с тысячами участников - форумы разных кланов, спортивных обществ, любителей-собаководов, любителей пива, эротики и други увлечений. А вот любителей наук почти нет, перевелись любители и интерес "рядового труженника" к наукам сильно угас в наши дни. Труженника интересуют более прагматичные вещи - быт, зароботок, удобства и удовольствия наконец. А от наук какое удовольствие - одна скука. Как они там эти учёные перебиваются в Академиях - мне неизвестно, знаю только, что взгляды многих повёрнуты на Запад. Ещё вопросик: почему православная религия наша так не любит материалистов? Материализм - основа современной науки, а плодами научных достижений отцы духовенства широко пользуются - услугами медицины, телевидением, мобильной связью, информационными системами, интернетом и с удовольствием разъезжаются на иномарках. Папа католический Иоан-Павел относился к наукам более терпимо - говорил о двух крыльях познания - религии и науки. Где-то на обложке одной из духовных православных книг было написано: "Остерегайся мыслей - они могут быть от лукавого!". Кроче - призыв не заниматься мыслительной деятельностью и науками. Но еще Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую". Следуя словам этого великого философа, призываю помыслить-порассуждать об устоях современного мироздания. На мой взгляд, мировоззрение (много других определений) есть модель окружающего мира в нашем сознании - виртуальная модель, не точно отражающая реальность. Насколько неточно - трудно даже предполагать. Утешает только то, что эта неточность меньше 100%, так как мы кое-что о мире знаем и раскрыли некоторые его секреты вроде генома человечества, термоядерной энергии, электродинамики, структуры атома и тд. Из моих поисков истин мироустройства я сделал для себя следующие выводы: 1. Все процессы в мире направлены в сторону повышения вероятности его состояния и Вселенная в целом ежесекундно переходит в более вероятное состояние. В космологи и в других естественных науках установлено, что более вероятным является естествено направленные процессы, протекающие на основе физико-химических законов материального мира. В термодинамике - это процессы остывания, рассеивания тепла, в физике и химии - выравнивание градиентов потенциалов, концентраций. В материальных структурах - деградация, разрушение структур. В общем печальная картина - в закрытых системах всё стремится к простоте, к понижению сложности и порядка, если этому не будут препятствовать внешние упорядочивающие силы. В науке эта особенность материального мира названа законом мировой асимметрии или законом возрастания энтропии Мира, который вцелом считается закрытой - так как пока не обнаружены выходы в другие миры. При этом имеется ввиду не только термодинамическая форма энтропии, но и структурная, информационная и социальные её формы. 2. К счастью, этот коварный закон возрастания энтропии Мира можно обойти и одержать временную победу, а в космических масштабах времени - это миллиарды лет, а в наших человеческих - это бесконечность. Этот обход получен материальным миром благодаря некоторой "двуликости" энтропии. Оказывается, она - эта царица мира Энтропия способна уменьшаться в некоторых локальных областях Вселенной. Это исключительно важный фактор, ведущий к самопроизвольному повышению порядка. Благодаря чему возникло вещество - атомы водорода, гелия, а из них - первые протозвёзды и протогалактики. Дальше закрутилось по спирали восхождения к порядку - в горнилах звёзд возникли атомы других элементов. в том числе и органогенные элементы - углерод, кислород, азот, фосфор, кальций и другие. Все эти процессы, ведущие к повышению порядка назвали негэнтропийными (негэнтропия = отрицательная энтропия). В этом процессе и зародилась великая тайна мира - жизнь. Говорят, что жизнь - движение против течения Реки Энтропии и противоречит Второму началу термодинамики. Это кажущееся противоречие давно раскрыто. Все негэнтропийные прцессы в локальной области мира с лихвой компенсируются возрастанием энтропии в окружающей среде. При этом суммарный результат всегда в пользу закона мировой асимметрии, так как происходит "перекачивание" порядка из окружающей среды в локальную область или объект. 3. Социальная среда, человеческое общество тоже есть некоторая локальная область мира с высоким уровнем организованности. Наш разум - это венец природы, сумевшей противопоставить стихийным энтропийным процессам мощный бастион сопротивления. Благодаря разуму возникла возможность вмешательства и даже управления слепыми силами окружающей нас совсем негостеприимной среды. Человек перекачивает порядок из природной среды в виде питательных веществ, энергии, информации. При этом природе наносится ощутимый вред. Для его компенсации человек придумал различные экологические науки и проекты в виде Киотского протокола. Но в целом природа плачет от человеческих деяний - площадь лесов сокращается катастрофически, водоемы и атмосфера загрязняются. страдает фауна. Социальная природа тоже в кризисе - череда войн, конфликтов терзает общество. Учёные говорят - это дело рук социальной Энтропии. Человечество лихорадочно ищет пути выхода из этого глобального кризиса. Нынешний экономический кризис - это малая часть хронического социально-демографического тупика планеты. Надо полагать, что объединенный разум человечества найдёт выход и него, по крайней мере это сделают грядущие поколения. Привожу некоторые источники научных знаний, на основе которых я пришёл к вышеприведенным выводам: - Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. М., "Мир" - 1987. - Шредингер И. "Что такое жизнь. Точка зрения физика". М. - 1985. - Пригожин И., Стенгерс И. "Порядок из хаоса". М. - 1997. - Порядок и хаос в развитии социальо-экономических систем. Материалы научного семинара.

Ответов - 2

Виктор Щербаков: Здравствуйте! Хотелось бы, если это возможно, увидеть более подробное освещение вопроса о социальной энтропии и о том, какие выводы следуют из её изменений, с чем вообще эти изменения коррелируют. В сети не удалось обнаружить какое-то толковое определение данного термина. Я решил попробовать провести аналогию. Энтропия обычно вводится как мера беспорядка системы. Если рассматривать общества, то тут налицо постоянное усложнение, упорядочивание их структур. Наше общество явно сложнее первобытного или феодального. Современные демократии тем более. Мало того, сейчас можно наблюдать кооперацию различных обществ (стран) в процессе современного производства, их специализацию. В такой ситуации всевозможные меры беспорядка общества хотя и будут отличаться друг от друга количественно, тем не менее, будут с течением времени уменьшаться. То есть наблюдается процесс прямо противоположный остальным, описанным Вами (стремление окружающей среды к хаосу и т.п.) Следует ли (и если да, то как именно?) отсюда череда войн и конфликтов терзающих общество? Или я в самом начале провел неверную аналогию? PS Вообще, мне кажется, такие вещи как энтропия полезны, если мы хотим изучать нечто как статистический ансамбль. Такой подход предполагает наличие одинаковых однотипно взаимодействующих элементов. Если же применять его не по назначению, ничего хорошего не выйдет. Например, мой кот состоит из клеток. Если я начну исследовать его как статистический ансамбль однотипных (хотя это не так) клеток, не принимая во внимание конкретные характеры упорядоченностей его клеточных структур, то боюсь ни черта не пойму ни в его внутреннем устройстве, ни в его стычках с соседскими котами (аналогия общественных конфликтов). Даже если отвлечься от статистических ансамблей, я не представляю чем могла бы помочь величина общей упорядоченности клеток моего кота в объяснении его поведения...

munyr: Уважаемый Виктор! Вы сами на свой вопрос и ответили. Для разных уровней реальности - социума и элементарных частиц - должы быть и разные законы, то есть на этих уровнях - различные закономерности. Использовать законы, даже такой общий, как закон восрастания энтропии, для описания социальных сред надо очень осторожно (если можно вообще). Конечно, имеются и такие общие законы, которые описывает реальность вообще. Но является ли таким закон возрастания энтропии? Сомневаюсь. С уважением, Мунир Галиев.



полная версия страницы